Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Сергиево-Посадский институт игрушки
филиал Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Высшая школа народных искусств (академия)»

Открытие выставки Театра истории костюма «Троицкий ход» в Галерее традиционных художественных промыслов

15.08.2021

15 августа 2021 года в Галереи Традиционных Художественных промыслов открылась выставка «Троицкий ход», в которой представлены исторические костюмы с IVX по XX век студенческого Театра истории костюма Сергиево-Посадского института игрушки.

Театр Истории костюма был организован в Сергиево-Посадском институте игрушки в 1999г. под руководством Синельщиковой Зои Константиновы. Театр играет ключевую роль в овладении профессиональными компетенциями специальностей конструктора, модельера, технолога швейных изделий, а именно решает вопросы по обеспечению исследовательской деятельности в области традиционного русского костюма и организации поисковой учебно-познавательной работы студентов Высшей Школы Народных Искусств (академии). В настоящее время театр насчитывает более 150 моделей студенческих работ исторического традиционного русского костюма, и охватывает большой объем стилей и эпох.

Название выставки «Троицкий ход» выбрано неслучайно. В силу территориальной особенности нахождения Галереи Традиционных Художественных Промыслов в Сергиевом Посаде вблизи Троице-Сергиевой лавры, на экспозиции посетителям галереи предлагается проследить за историей традиционного русского костюма через призму исторического факта Троицкий ход.       

Основатель Троице-Сергиевой лавры преподобный Сергий Радонежский считался покровителем российских государей, поэтому знаменитые «царские походы», то есть приезды в монастырь царствующих особ-являлись традицией. Как правило, это происходило в дни памяти святого или в день Святой Троицы.

            Ни одно военное, политическое или семейное дело не начиналось прежде без того, чтобы не спросить помощи у Игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского.

              Выставка рассказывает о том, в какой одежде царские особы могли совершать великий Троицкий ход.

            Одним из первых русских князей, совершивших паломничество к Троице, был святой благоверный Великий Димитрий Донской, который, испросив благословения на битву с татарами у преподобного Сергия Радонежского, одержал победу на Куликовом поле.

             Костюм Дмитрия Донского и Евдокии Московской состоял из нескольких слоев, нижние платье-исподние, верхние платье свита, накидка крозно. В костюме обязательно присутствовала вертикальная полоса и горизонтальный пояс, что вместе образовывали православный крест.

   - Костюм Дмитрия Донского и Евдокии Московской

            В 1472 году Великий князь Иван III женится на племяннице последнего императора Византии Константина, Софьи Палеолог. Русь, считавшая себя приемником византийских традиций и хранительницей православия, впервые стала называться Россией. Произошли изменения и в костюме.

 - костюм времён Ивана III 

    У мужчин на смену старинному плащу крозно пришел опашень, что значит ходить нараспашку. Рукава были очень длинные, и иногда в холодную погоду ими можно было закрепить пол одежды. У женщины верхняя одежда называлась охабень, что означало охватить всю фигуру. Шапка горлатная (высотой в локоть) из горловых частей куницы. По высоте шапке определялся статус боярыня.

             Во время Троицкого хода с Софьей Палеолог случилось чудо, в результате которого появился наследник Василия III. Крестили младенца на Вербное воскресение в Троицком монастыре. В ризнице монастыря хранится искусно вышитая шелком в 1498 г. пелена – дар княгини Софии.           

            В XVI веке царь Иван Грозный часто бывал в Троицком монастыре, прося в молитвах покровительства у преподобного Сергия. По распоряжению Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю был подчинен монастырь Покровский, расположенный там, где теперь выросло Хотьково. По приказу Ивана Васильевича были выстроены вокруг обители мощные стены (очень пригодившиеся потом в годы Смутного времени). А позднее по его же распоряжению возведен был в будущей Лавре и каменный Успенский собор.

        Костюмы эпохи правления Ивана Грозного выполнялись из дорогих тканей и искусно вышивались. У женщин, основным головным убором был повойник, с высоким околышком (кокошник), у мужчин, маленькая шапка тафья. Женский костюм был многослойный, он состоял из исподний рубахи, сарафана, душегреи. Кроме того, появился новый вид одежды летник (верхнее платье), оплечье барма и для поддержки длинных рукавов поручи.

 - костюм эпохи Ивана Грозного

           Мужской костюм состоял из рубахи, кафтана с воротником козырь, а верхней одеждой был ферязь, сверху кафтан без рукавов.

           XVIII век известен в истории как время больших и важных реформ Петра I и носит названия «Петровская эпоха». Петр I укрывался от своих врагов в стенах Троицкого монастыря, постоянно приезжал молиться к Радонежским чудотворцам, получал финансовую поддержку.

            Троицкий монастырь принимал важное уча­стие в государственных делах Петра I, обладая большими мате­риальными ресурсами. Так во время создания русского флота из семнадцати компаний принимавших участие в строительстве морского флота, три были организованы Троицким монастырем. 

            Реформы Петра I касались не только политической жизни страны, но и одежды придворных и дворян. Он предписывал ношение платья иноземного образца с целью повышения восприятия за границей русских людей, как своих. Костюм состоял из тонкого прилегающего в талии кафтана или камзола, узких штанов (кюлот), длинных чулок и башмаков с пряжками или ботфортами. Универсальным аксессуарам к костюму треугольная шляпа, украшенная перьями и вышитый галстук жабо.

 - мужской костюм эпохи Петра I 

           Женский костюм получил большое развитие в период царствования Анны Иоановны. По ее распоряжению летом 1732 года в Троицкой обители шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Духовником императрицы Анны Иоанновны, был настоятель Троице-Сергиева монастыря Варлаам (Высоцкий), во многом руководивший благотворительностью правительницы. Так в обитель были пожертвованы ткани коронационного гардероба, из которых пошили станы парадных священнических облачений, были подарены драгоценные камни и золотые пластины, украсившие митры, панагии и кресты. Императрица собственноручно вышила для своего духовника епитрахиль, палицу, набедренник, хранившиеся в ризнице, как знак особого расположения к древнему монастырю и его настоятелю. Над мощами преподобного Сергия в Троицком соборе была сооружена роскошная серебряная сень, не имевшая себе равных в России на тот период. По указу Святейшего Синода, членом которого состоял Варлаам (Высоцкий) в 1738 г. была задумана Троицкая Семинария (открытая лишь в 1741 г.).


            Почетный титул Лавры крупнейший православный мужской монастырь России получил по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. Императрица Елизавета Петровна ходила в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье пешком из Москвы. Правда, делала она это необычным способом: в день она проходила всего 2-3 версты (чуть больше 2-3 километров), после чего отправлялась в карете обратно во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, где она закончила путь, и Елизавета проходила еще несколько верст. Таким образом, путь к Лавре занимал несколько месяцев.

           В одежде того периода было очень трудно идти пешком. Женщины носили платья с широкими юбками на каркасе. С плотно облегающим лифом. С глубоким декольте, обязательно должны были использоваться туфли.

 - женский костюм времен Елизаветы.

   В середине XVIII века наступил золотой век правления Екатерины II. Она считала себя продолжательницей дел Петра I. Умная царица запретила одевать одежду из иностранных тканей. В России сразу началось развитие мануфактурное производства и ткацких фабрик. Екатерина издала указ о ношении дворянам одежды определенных цветов в соответствии с цветовым решением городского герба. Ко двору дворяне должны были являться в одеждах цвета герба своей губернии. В одежде появились шнуровки, корсеты, декольте. Появляется одежда для праздников, домашняя, нарядная, для прогулок.

             Появление стиля Ампир в России связано с эпохой Александра I -внука Екатерины II. Костюм этой эпохи состоял из сорочки, жилета, фрака, обтягивающих панталон со штрипками. Головной убор-двуугольная шляпа или кивер с высокой тульей. Женский костюм это платье прямого колоннообразного силуэта, с завышенной талией зрительно вытягивало пропорции фигуры. Верхней одеждой стал спенсер. Иногда его выполняли как коротенькую курточку с пристегивающей широкой юбкой. В моду входят не только шали, но и платки с яркими узорами. Шляпы капор украшали цветами, лентами и завязывали под подбородком.

 - женский костюм времен Александра I

             После нападения Наполеона на Россию Елизавета Алексеевна, жена Александра I, переоделась в русский народный костюм в знак протеста против французской моды и солидарности с мужьями, воевавшими с армией Наполеона.

 - пример русского народного костюма времен отечественной войны 1812 года

            При правлении Николая I наступает Золотой век Российского дворянства. В эту эпоху в костюме появляется стиль Романтизм - самое многогранное культурное явление. Декольте обнажило тонкую шею и покатые плечи, очень узкая талия в контрасте с пышными юбками на кринолине и большими заложенными складками и оборками из кружевного полотна. Накидки воротники, пелерины, берты украшают женщину. Ткани тонкие полупрозрачные, предпочтение отдавалось кисеи отсюда выражение кисейная барышня. Перчатки использовались в тон платью.

 - костюм времен Николая I

             Мужчины носили фраки или сюртуки, длинные брюки с ботинками, а укороченные брюки-панталоны со штрипками внизу носили с сапогами. Белые и черные брюки предназначались для бальных мероприятий, а все остальные для повседневных. Появляются новые аксессуары: запонки для застегивания манжета рукава, булавка для галстука, цепочка для часов. Галстук вносит разнообразие в мужской костюм. Под фрак или сюртук надевали короткий жилет. У жилета имелись маленькие карманчики для часов или лорнета. В холодную погоду мужчины надевали шинель с одной или двумя пелеринами. В зимнее время шинель подбивали мехом с внутренней стороны. Руки прятали в муфты.

           Эпоха романтизма раскрывает имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермантова. Так в одно из посещений Троицкого монастыря пятнадцатилетний Михаил Лермантов написал одно из своих прекрасных стихотворений «Нищий».

 

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

 

            В конце XIX века, во времена правления императора Александра III появляется новое направление в одежде стиль модерн. Это стилевое направление отличается яркими цветами, который прочно занимал место в женском костюме. В моду вошел новый элемент турнюр. Турнюр плавно переходил в шлейф и драпировался, создавая каскад складок .


                                                           Костюм времен Александра III

 Жена Александра III, Мария Федоровна является основательницей Высшей школы народных искусств в 1895 году. На выставке представлены костюмы Марии Федоровны. Платье выполнено Чарльзом Вортом.

В коллекции имеется копия модели Н П. Ламановой. Ламанова Надежда Петровна - королева стиля русской моды, общепризнанный художник. Невероятная популярность позволила ей заручиться поддержкой Марии Федоровны Романовой-матери Николая II. Заканчивает экспозицию одежда Александры Федоровны Романовой жены Николая II.



Семейство неоднократно посещало Троицкую Сергиеву Лавру. Последний раз Николай II был в Троицкой Сергиевой Лавре в августе 1914 года, когда началась первая мировая война.

          Мужчины ушли на фронт и стали носить военную форму. Женщины работали сестрами милосердия, ухаживали за ранеными. Одежда стала простой и легкой в эксплуатации. Теперь женщина без посторонней помощи могла одеть и снять любую вещь своего гардероба. Цветовая гамма очень сдержанна, лаконична, спокойна. Длина юбок с небольшим расклешением по низу, стала доходить до щиколоток.


 

 

 

 


Возврат к списку


Задать вопрос директору